Вернуться на Главную страницу

Заметка 94

ЧУЖИЕ ОШИБКИ

Еще один хороший способ с головой погрузить читателя в сюжет произведения — заставить ключевых персонажей ошибаться. И чем весомее последствия ошибок, тем сильнее человек переживает за литературных героев.

Чужие ошибки

Все мы страшно боимся ошибаться, особенно, если найдутся свидетели этих наших промахов. Порой можем вообще ничего не предпринимать, лишь бы исключить вероятность даже несущественного провала.

Говорят «Лучше учиться на чужих ошибках». Хорошая мысль. Но на деле, чаще всего, получается учиться исключительно на своих. Иногда только после того, как раза два или три «наступишь на те же грабли».

Психологическое правило «Каждая ошибка — это опыт» воспринимается философски. Но разве оно приемлемо в случаях серьезных, когда жизнь переворачивается с ног на голову? Потеря бизнеса, развод или страшная авария. Да, конечно! И чем серьезнее ошибка, тем важнее сделать для себя правильные выводы. Приведу пример, о котором вчера читал в новостях. Мужчина два раза чудом выживал в домашних пожарах. Причиной было курение в постели. Погиб он через некоторое время в третьем пожаре. По той же причине!

Естественно, нет желающих специально испытывать на себе все тяготы жизни, чтобы получить «драгоценный» опыт. Куда проще и безопаснее наблюдать за чужими ошибками со стороны. Но одно лишь наблюдение, без эмоционального вовлечения и сопереживания, обычно никакой пользы не несет. Сколько ни пиши на сигаретах «курение убивает» — миллионы «умников» продолжают дымить.

В некоторых случаях, чтобы все таки включить у людей мозг и чувство самосохранения, идут на достаточно радикальные меры. Например, начинающим водителям, которые сдают на права, могут показывать в подробностях страшные аварии с жертвами. В надежде, что это заставит их быть осмотрительными и следовать изученным правилам дорожного движения. Правда особо впечатлительные после таких демонстраций вообще отказываются садиться за руль.

Художественная литература позволяет человеку безопасно «перенять» опыт преодоления ошибок у книжных героев. С эмоциональным вовлечением и сопереживанием, но без непосредственного участия. Многие авторы произведений, особенно классики, великолепно с этой задачей справляются, погружая своих читателей во все многообразие человеческих ошибок, пагубных привычек и противоправных деяний. Один Федор Достоевский и его «Преступление и наказание» чего стоят.

Начинающему автору следует брать пример с великих писателей. Нужно подумать, какие ошибки могут совершить литературные герои? К каким последствиям это приведет? Какие выводы для себя должен будет сделать читатель?

Чем разнообразней будут ошибки и трудности, чем ярче будут пути выхода из них или поражения в их следствии, тем интереснее книга. Большее впечатление она окажет на читателя, больше выводов для себя он сделает.

А как вы относитесь к ошибкам? Делитесь мыслями в комментариях.

» ЧИТАТЬ ЭПИЗОДЫ РОМАНА

» ПОЛУЧИТЬ КНИГУ В ПОДАРОК