Вернуться на Главную страницу

Книжный разбор

Заметка 98

Чтобы начинающий автор стал хорошим писателем, недостаточно просто изучить методы написания увлекательного романа. Нужно еще учиться ими правильно пользоваться. Хорошо знать — не значит «хорошо делать».

Книжный разбор

И лучший способ научиться — пробовать писать книгу, анализируя произведения лучших современных авторов. Тех, чьи книги стали бестселлерами за последние десятилетия.

Рекомендую сосредоточиться именно на популярных и живущих сегодня писателях. Классика — это тоже хорошо, это основа. Но многие старые произведения трудны для восприятия в наше время. И если вы напишите произведение, основываясь на «методах» прошлого, велика вероятность, что издательство не возьмется публиковать книгу. Поэтому у классиков учимся «глубине и монументальности», а у современников подглядываем «приемы завлечения читателя».

В одной из заметок говорил ранее, что к чтению необходимо подходить осознанно. Для этого составляйте список вопросов или придумывайте творческие задания. Делать это обязательно нужно до того, как начнете читать. А дальше вы превращаетесь в детектива, которому нужно найти ответы и выполнить задания.

Составьте список произведений, которые обязательно нужно прочитать. Если работаете над историческим романом, как я, то можно включать и старые книги, чтобы посмотреть как подаются реальные исторические факты. Но чем больше будет современных книг подобрано, тем лучше.

Отдельно хочу сказать о ситуации, когда главный герой романа — это реальная личность. В моем случае именно так — Мишель Нострадамус. Если ваш персонаж тоже является исторической личностью, то нужно найти художественные книги, где он выступает ключевым персонажем, основным или второстепенным. На сегодняшний день нашел четыре таких произведения. Книги нужно досконально изучить, чтобы в своем произведении «пересекающиеся моменты» (часто это известные всем факты из жизни, подтвержденные хрониками) описать иначе, сделать акценты на другом, рассказать интереснее предшественников.

Почему это так важно? Если такие книги не изучить, а потом окажется, что ваше произведение в чем-то копирует более раннее, то вас сразу же обвинят в плагиате. Никто даже не будет разбираться, что вы сделали это не специально. И годы кропотливой исследовательской и писательской работы «коту под хвост».

Прежде чем составлять список вопросов и заданий, подумайте, какие приемы интересно искать в чужих книгах и какие у вас самого не очень получаются? Начинайте поиск именно с этого. Так будет разжигаться интерес и сможете подтянуть свои «слабые звенья».

Приведу несколько примеров того, что можно искать в романах профессионалов. Если какой-то термин или прием вам не знаком, прочитайте о нем в моем «дневнике писателя».

1. В произведении есть пролог? Какая «загадка» подается в начале?
2. Финалы глав романа относится к открытому или закрытому типу?
3. Как автор знакомит читателя с главным героем в первый раз?
4. В каких ситуациях характер персонажа указывается прямо?
5. Когда именно писатель совершает «прыжки во времени»?
6. Каким образом описываются места действия в романе?
7. Как «оживляются» диалоги? Как строятся фразы героев?
8. Какие «близкие вещи» есть у персонажей произведения?

Вопросов и заданий можно придумать очень много. Важно, чтобы поиск ответов помогал вам накапливать опыт. Старайтесь как можно быстрее применить его в своей работе над книгой.

А что вы об этом думаете? Делитесь мыслями в комментариях.

» ЧИТАТЬ ЭПИЗОДЫ РОМАНА

» СТАТЬИ ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ