Вернуться на Главную страницу

Научный консультант

Заметка 133

При создании достойного произведения, книги или фильма, сложно обойтись без помощи квалифицированных специалистов в какой-либо области. Эксперт всегда на голову выше даже самого начитанного автора. А что уже говорить о начинающих писателях. Они просто обязаны обращаться с вопросами к сведующим людям.

Научный консультант

Представьте, что начинаете работать над остросюжетным детективом, где главным героем будет крепкий на нервы полицейский медэкспер. Вы прочитали до этого много книг подобного жанра и пересмотрели сотню добротных фильмов. Это дает определенные знания, но не дает ощущений и опыта. Каково это – быть медэкспертом в полиции? Идеальный вариант – найти интересного, настоящего полицейского медэксперта и познакомиться с ним. Рассказать ему о сюжете вашего романа и попросить дать профессиональные советы.

В моем случае, поговорить с самим Нострадамусом не получится. Он покинул мир живых некоторое количество столетий назад. А с духами, к сожалению, разговаривать не умею.

Остается изучать оставленное им наследие и читать книги о жизни в то далекое время. Информации очень много, в ней легко утонуть или погрязнуть на многие годы. А если обратиться к текстам пророчеств, вернее к их интерпретациям, то можно заблудиться в многочисленных подтасовках, манипуляциях и ошибках.

Опускаются руки от того, что сложно переварить подобную информацию и выделить действительно важные нюансы для создания хорошего произведения. Ой, как не хватает живого общения со знающим человеком!

Алексей Пензенский – историк, исследователь трудов Нострадамуса

Мне повезло. На постсоветском пространстве есть человек, знаменитый тем, что многие годы изучает наследие французского врача, астролога и поэта Мишеля де Нострдама. Это Алексей Александрович Пензенский, кандидат исторических наук, автор пяти изданных книг о Нострадамусе.

Историк Алексей Пензенский

* Фото является пропагандой перехода от курения к парению!

Читая книги Алексея, даже представить себе не мог, что однажды лично поблагодарю его за основательные труды, которые так помогают мне в работе над художественным романом. Недавно я набрался смелости и решился написать ему. А он согласился поддержать мою творческую затею и помочь с исторической достоверностью в романе.

Публикую для вас, дорогие читатели, эксклюзивное интервью.

Андрей Родионов: — Алексей, пользуясь случаем, хочу лично, от всей души, искренне поблагодарить Вас за многолетний труд, результатом которого стали замечательные книги о Нострадамусе и его эпохе. Они не только охватывают разные стороны жизни в те времена, но и читаются интересно. А это большой плюс для исторического исследования. И первый «провокационный» вопрос от меня – почему известный ученый решил поддержать начинающего писателя?

Алексей Пензенский: — Ничего провокационного в этом вопросе я не вижу. В первую очередь я – человек, ученый — лишь во вторую. Человек же определяется множеством факторов, но ни одним из них он не определяется до конца. Я люблю созидание, сотворение чего-либо, что не является вторичным. И поэтому, когда есть возможность принять участие в таком созидании, я всегда охотно откликаюсь. Если, конечно, действительно могу помочь.

АР: — Следующий вопрос считаю не менее «провокационным». Много раз задавал его самому себе, но до сих пор не могу дать внятного ответа. Так почему именно Нострадамус? Зачем столько лет жизни отдано данному историческому персонажу?

АП: — Когда молодого Эйнштейна спросили: «Почему вы занимаетесь изучением скорости света?», он ответил — «Потому что это дьявольски интересно!».

АР: — Как думаете, Алексей. В этом непростом человеке из прошлого действительно есть что-то загадочное и необъяснимое? Или это наша проекция, желание приукрашивать мир и живущих в нем людей?

АП: — Я бы не называл «загадочность» приукрашиванием, хотя доля психологизма здесь присутствует. Ведь тайна интригует гораздо больше, чем разгадка тайны. На этом, в частности, зиждется успех детективной литературы. Надо понимать, что ни один человек не объясним до конца. Думаю, в Нострадамусе, как и в каждом из нас, намешано и то, и другое – и загадочность, и конкретность. Если почитать его переписку, которая сохранилась и была издана, то мы увидим, что это был человек, твердо стоявший на ногах, умевший изъясняться предельно ясно и четко. Поэтому однозначного ответа на заданный вопрос нет. А проекции у каждого человека будут свои.

АР: — Изучая материалы для романа (статьи, книги, документальные передачи), заметил в ряде источников нехорошую тенденцию – перевирать факты. Многие из них легко проверить в той же Википедии или в любом научном исследовании. Специально это делают, чтобы информация была более эффектной, или случайно?

АП: — Думаю, что и то, и другое присутствует, только в разных пропорциях, в зависимости от каждого конкретного случая. А про Википедию впервые слышу, что это хоть сколько-нибудь авторитетный источник информации. Про Нострадамуса, в частности, там написано такое, что хоть плачь, хоть смейся. Что касается телевидения, то его главная задача — не просвещать, а занимать, «цеплять». Настоящие знания ему даже мешают, если не обещают сенсаций и истеричного эмоционирования в стиле ток-шоу. Но в истории главное — не погоня за острыми ощущениями, за мнимой и надуманной тайной, а поиск истины факта, какой бы скучной она ни казалась. Тут нужно понимать, что телевидение не является средством образования, это не его задача. Оно развлекает. А для образования, как и две тысячи лет назад, необходимы учитель и книга.

АР: — Как при переводе текстов пророчеств Вы смогли удержаться от соблазна быть «интерпретатором будущего»? Ведь многие авторы сделали себе имя на этом.

Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса. Полный русский комментированный перевод

Хочу заодно порекомендовать моим читателям книгу пророчеств Мишеля Нострадамуса именно с Вашим переводом, чтобы они смогли познакомиться с настоящими словами французского астролога.

» Заказать книгу Алексея Пензенского «Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса. Полный русский комментированный перевод»

АП: — Эти имена как были сделаны, так и были забыты. Они хотят воздвигнуть свой пьедестал на могиле Нострадамуса, но его устойчивость очень сомнительна. Что касается меня, то я просто четко сознавал свою задачу. У меня историческое образование. Я не толкователь, я переводчик и комментатор. Как только понимаешь, кто ты – жить становится проще, а уж работать — тем более. В этом отношении я ничем не отличаюсь от других переводчиков старинных текстов, которые привлекают к работе разные варианты изучаемых трудов, сверяют с доступными рукописями, дают развернутые комментарии. Поэтому соблазна у меня не было.

АР: — На юге Франции, в городке Салон-де-Прованс, есть дом-музей Нострадамуса. У меня есть мечта побывать там вместе со своей семьей. Набраться вдохновения и сил, впитать атмосферу тех мест. Алексей, у Вас была возможность побывать там? И какие вообще «артефакты» видели вживую или, может, держали в руках?

АП: — Не люблю жару, я – северный человек. Поэтому в Прованс меня трудно заманить, с его палящим солнцем, слепнями и осами. А вдохновение исходит от нас либо проходит через нас. То есть оно связано с нашим мозгом. За вдохновением не обязательно куда-то ехать, это мое личное мнение. Каждый решает сам. Чтобы почувствовать место? Да, что Прованс исключительно энергетичен. Но тут легко подменить одно другим. Туризм и творчество — разные вещи. Французы шутят, что «люди и в раю, и в аду рассказывают друг другу о своей жизни и о тех местах, где им довелось побывать. Но в аду они при этом еще и показывают фотографии». А по поводу музея не стоит обольщаться, это чисто коммерческое предприятие. Аттракцион для туриста, не для исследователя. Дом этот неоднократно перестраивался. Будучи историком, я, конечно, держал в руках немало артефактов XVI века. Да, это волшебное ощущение, — особенно если вы нашли их сами. Очень сильное впечатление производят книги той эпохи. Они же печатались на долговечной тряпичной бумаге, а не целлюлозной, как сейчас. Страницы книг эпохи Нострадамуса до сих пор белоснежные. Впрочем, как писал Нострадамус, все подвержено разрушительному воздействию времени.

АР: — Писать очередной роман о Нострадамусе нелегко, учитывая, что уже есть несколько произведений о нем. И фильм художественный, довольно хороший, тоже уже есть. Какие у Вас остались впечатления от тех книг и от кино? У меня вообще есть шанс создать что-то новое, интересное и не прослыть плагиатором?

АП: — Шанс есть всегда. Судите сами. Сколько написано романов про любовь? А о войне? А про частных сыщиков? Какой смысл писать еще? Но ведь пишут, и прекрасно пишут! Писать надо о том, о чем хочется писать. Зацепило – пиши! Мое мнение о книгах и фильме носит чисто эстетический характер, ведь это художественные произведения. Это иной жанр. Ведь есть работы моего направления – исследовательские. Есть толкования пророчеств. И есть пласт художественной литературы. Это три совершенно разных ветви, или даже три разных дерева, из которых художественное растет дальше первых двух. Надо понимать, что авторов исторических романов, таких как Дюма, во Франции было очень много. И у каждого было в среднем по двадцать пять томов произведений. Книг очень много, но это не повод отказывать себе в удовольствии написать собственную. В плагиате, с юридической точки зрения, никто вас обвинять не будет, это не ваш случай. А что касается желания избежать повторений, следует помнить, что любая книга о прошлом или будущем – это всегда книга прежде всего о настоящем. Человек читает исторические романы с интересом лишь тогда, когда узнает в произведении современные ему реалии, свои мысли. Художественные произведения, в отличие от исторических исследований, используют персонажей как своего рода ракету-носитель для идей. Например, в фильме «Нострадамус» говорится об ответственности человека за особый талант, о том, как человек приходит к осознанию этой своей ответственности.

АР: — Спасибо, Алексей, что согласились на данное интервью для моих читателей. И огромное человеческое спасибо, что готовы поддержать мой творческий проект.

 
P.S. Дорогие друзья! Очень рад, что смог подготовить для вас интервью со столь интересным человеком. Делитесь впечатлениями, высказывайте свое мнение и задавайте вопросы в комментариях.

» ЧИТАТЬ ЭПИЗОДЫ РОМАНА

» СТАТЬИ ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ