Вернуться на Главную страницу

Заметка 89

ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ВНИМАНИЕ

Человек не способен долгое время концентрироваться на одном объекте. Он регулярно отвлекается на что-то другое, в силу своих особенностей и из-за «помех» окружающей среды.

Переключать внимание

Это относится и к писательскому труду. Автор, тем более начинающий, который не будет учитывать данный «нюанс» работы мышления, может загнать себя в «творческое слабоумие».

Таким необычным термином называю состояние писателя, при котором текст книги получается скучным, а сюжет банальным и предсказуемым, с использованием одинаковых «шаблонных ходов». Чаще всего это связано с тем, что начинающий автор делает ставку на количество текста, забывая о качестве и разнообразии сюжетных «поворотов».

Мои постоянные читатели могут возразить, ссылаясь на одну из прошлых заметок, где настоятельно рекомендовал вырабатывать привычку много писать ежедневно. Тот совет остается в силе. Писателем является только тот, кто пишет. И чем больше пишет, тем больше становится писателем.

Но писать можно не только черновик романа. Не обязательно заставлять себя ежедневно выдавать «горы словесного мусора», чтобы потом там месяцами выискивать «алмазы мысли».

Скажу прямо! Я против того, чтобы быстро писать объемный первичный черновик. Не нужно «зажимать себя в тиски» неадекватных сроков и печатать лишь бы что, но чтобы было «размером» в десять авторских листов. Именно такой объем часто требуют издательства. Авторский лист равен 40 000 знаков.

Кстати, очень часто авторов торопят издатели. Подписывают контракт и устанавливают жесткие сроки. Доходит даже до того, что объемный роман требуют написать за несколько месяцев. Думаю, теперь вы понимаете, почему качество нашей литературы постепенно «уходит под плинтус».

Мое мнение следующее. Черновики эпизодов необходимо писать постепенно и только тогда, когда сформировалось представление о происходящих там событиях. Автору остается только подобрать нужные слова и набросать первичный текст на страницу или две. Естественно, сроки написания эпизодов нужны, но адекватные и соответствующие способностям и возможностям писателя.

В остальное время лучше переключать внимание на подготовительную работу. Ведь много еще всего можно писать: конспекты изученных материалов, наброски описаний и диалогов, короткие рассказы, стихи, статьи по интересующим темам. Такие контролируемые отвлечения очень полезны. Собирается и обрабатывается новая информация, которую потом можно использовать для написания романа. Заметки моего дневника писателя — хорошее тому подтверждение.

Помните выражение «хорошая мысля приходит опосля»? В процессе деятельности не можем сразу придумать «наилучший ход». Чаще всего идея «как можно было сделать» приходит позже. Зато переключение внимания помогает «позвать» такую идею быстрее. Потому что передаем поиск решения бессознательному.

Поэтому «спешите медленно», как говорили древние римляне!

» ЧИТАТЬ ЭПИЗОДЫ РОМАНА

» ПОЛУЧИТЬ КНИГУ В ПОДАРОК